Радиоуправляемый самолет «Блоха»

Радиоуправляемый самолет «Блоха»
(Один из лучших самолетов по параметру  «цена/качество/потраченное время», найдено Грачевым А.В.(Gav — gav@bmstu.ru, на просторах Интернета)
За идею построения этого самолета была взята статья из чешского авиамодельного журнала «RCR» (как расшифровывается эта аббревиатура, к сожалению сказать не можем). Здесь вы можете увидеть фотографии страниц журнала.
Всего по этой схеме было изготовлено три самолета. При этом каждый вариант самолета отличается чем-то особенным. Один, который сделал Грачев А.В. (Gav) — это самая первая модель, которая поднялась в воздух, отличается немного увеличенными габаритами (он сделал «монокрыло» из целой потолочной плитки (на фотографиях — это божья коровка с тремя черными большими точками), а не из части — как предложено было делать в исходном варианте схемы), две другие сделаны Чубаровым И.Ю. (Krolik296). Оба варианта имели габариты те же, что и на схеме, но при построении одной (на фотографиях — это божья коровка — с 11 маленькими точками) была поставлена задача сделать конструкцию с минимально возможным весом, при строительстве другой — сделать максимально жесткий фюзеляж (это пчела в стиле БиЛайн -:) ). К сожалению фотографий построения каждого варианта от и до… у нас нет, но зато есть фотографии построения отдельных этапов каждого из вариантов. -:). На этой страницы все они и представлены…
Ниже представлен чертеж элементов модели (он взят из упомянутой выше статьи).

chart
Для изготовления самолета потребуется упаковка 3 мм потолочной плитки (стоит около 100 р, на февраль 2008 г -:) ), размер одной плитки 50х50 см в упаковке 8 шт. На строительном рынке материал плиток называют как угодно, например, словом «пенопласт», но на авиамодельных сайтах этот материал называется депрон. -:). Кто его никогда не видел — это тот же материал, из которого изготавливают лотки для кур (на прилавке магазина тушка курицы лежит на таком лотке, обернутая тонкой полиэтиленовой пленкой), контейнеры для куриных яиц или коробки для замечательных бомж-пакетов лапши «Доширак» -:). Потребуется так же клей для потолочной плитки, металлическая линейка, лист ватмана и острый нож для резки бумаги.
Все начинается с того, что делается шаблон боковой части фюзеляжа (внизу, его можно увидеть на правой фотографии). Конечно, можно расчертить профиль непосредственно на потолочной плитке. Но, если предстоит делать несколько самолетов наличие шаблона позволяет резко ускорить процесс их изготовления. Кроме того, стоит обратить внимание на то, что шаблон позволяет легко откорректировать профиль (на схеме из журнала, если все сделать как написано то по середине самолета будет горб -:) — обратите на это внимание). Именно поэтому мы немного корректировали профиль…
Флюзеляж «Блохи» склеенный и высыхающий:

Таким вот образом монокрыло в виде офицерской фуражки приклеивается с уже склеенному фюзеляжу.
приклейка крыльев…

Так выглядят склеенные самолеты, но еще не оформленные цветным скотчем. На левой фотографии — слева виден суперлегкий самолет (в будущем божья коровка с 11 точками), справа самолет с усиленным фюзеляжем (он еще не приклеен -:)) ). А на прафой фотографии вариант летного испытания готового самолета. Для пробы мы его утяжелили китайским фонариком (это именно он выглядывает -:) ), в таком варианте если его пустить «с руки» на улице он спокойно может пролететь 14- 15 метров.
Слева скленная Блоха, справа еще нет:

А вот таким образом происходила обклейка готовых самолетов цветным скотчем. На левой нижней фотографии видно как делается шарнир для элевона (как видите используется все тот же скотч — очень дешево и надежно). На правой фотографии полностью обклеенный самолет, но без декоративных элекментов (точек и т.п.). Чтобы перевести эти точки очень удобно использовать подложку от декоративной мебельной пленки (под дерево и т.п.) -:)). Она скользкая и после заклейки скотчем, фигура вырезается, после чего наклеивается на готовый самолет.
Начало оклейки цветным скотчем… Блоха после оклейки скотчем…

Рулевые машинки приклеиваются к корпусу модели (либо в фюзеляжу, либо к нижней части крыла) при помощи двухстороннего скотча. Причем, перед приклейкой неободимо вырезать небольшой участок декоративного цветного скотча на месте приклейки, и только после этого клеить саму машинку на двухсторонний скотч, точно на вырезанный участок. Это позволят увеличить силу сцепления рулевой машинки и материала самолете, т.к. цветной скотч сильно уступает по клейкости двухстороннему (так было во всяком случае у нас). Точно так же нужно поступить и с приклейкой ушек под тяги на элевонах (сами ушки сделаны из полосок белой жести от консервных банок, подойдут, например, банки от сгущенного молока). Ушки имеют профиль буквы «Т», верхней частью они приклеиваются к элевону двухсторонним скотчем. Естественно, участок перед приклейкой на элевоне тоже надо отчистить от цветного скотча. Тяги изготовлены из скрепок. Вот здесь можно увидеть испытание готового узла (элевон-тяга-рулевая машинка), сигнал управления рулевой машинкой формируется сервотестером.
Это самолеты с уже установленным двигателями. Причем для «божих коровок» были использованы коллекторные китайские моторы, а для пчелы — самодельный бесколлекторный мотор. Как его сделать можно прочитать тоже на этом сайте. Крайне левая фотография — это увеличенный вариант самолета. По размерам он практически на отличается от исходного варианта…
Готовая Блоха на травке… Вид сверху… Блоха на кровати…
IMG_2611

На фотографиях внизу можно увидеть Грачев А.В. (Gav) со своим творением на даче. Обратите внимание, что (см. правую фотографию) для простоты электронику и аккумуляторы можно размещать не внутри фюзеляжа, а снаружи. Например, на фотографии четко видна батарея, установленная снаружи. Такая установка позволяет легко корректировать центр тяжести (а это может потребоваться).
IMG_2587 IMG_2583

Грачев А.В. показывает Блоху… Грачев А.В. и вид сзади (Блохи)… :-)
Полет такого готового самолета можно увидеть здесь (пилотриует Грачев А.В. (Gav) снимает на видео его жена, ее слышно, но не видно -:) ).
Общее время изготовление одного самолета составляет из готовых элементов:
— расчерчивание заготовок деталей, вырезание деталей из потолочной плитки и т.п. — 2 часа;
— склеивание — 2.5 часа (только надо ждать 24 часа пока клей просохнет);
— обклейка пленкой 4.5-5 часов (ОЧЕНЬ ДОЛГО, особенно если надо чем-то украшать самолет);
— установка сервомашинок, тяг — 2 часа;
— установка мотора, приемника, микшера, регулятора скорости ващения (электроники) — 1 час;
— настройка всей системы в целом — 10 мин- 2 часа (все зависит от опыта).
Итого общее время на постройку самолета составляет около 12 часов.

январь, 2007 г
Чубаров И.Ю. (Krolik296) (ivder99@bmstu.ru)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>